11.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СКОРОСТЕЙ ЗВЕЗД

Все звезды в Галактике движутся вокруг ее центра по почти круговым орбитам, а также обладают собственным движением под действием сил притяжения других звезд (рис. 11.12). Собственные движения звезд – величины очень маленькие, поэтому обнаружить собственное движение возможно, наблюдая звезды в течение длительного промежутка времени (порядка 100 лет и более). Собственное движение звезды – это ее видимое угловое перемещение по небесной сфере в среднем за год. Собственные движения звезд определяются из наблюдений изменения их экваториальных координат.

Рис. 11.12. Собственные движения ярких звезд созвездия Большой Медведицы.

Вверху – за 100 000 лет до наших дней; в центре – наши дни; внизу – через 100 000 лет

Изучение собственных движений, а также проекций пространственных скоростей звезд на луч зрения позволяет определить направление и скорость движения Солнца в пространстве, а также обнаружить вращение Галактики.

Пространственные скорости звезд определяются из наблюдений. Пространственная скорость звезды V состоит из двух компонент – ее касательной или тангенциальной скорости Vt и лучевой скорости Vr (рис. 11.13).

Рис. 11.13. Определение пространственной скорости звезды