1.2 Восприятие цвета человеком

Зрение − канал, через который мы получаем около 90 % всей информации об окружающем мире. Сам же процесс видения делится на три части: а) фокусирование изображения, б) фоторецепция и построение и в) анализ наших представлений о том, что мы видим [2].

За цветовое и яркостное восприятие человеческого глаза отвечают два различных типа нервных клеток (рецепторов), называемых соответственно колбочками и палочками (рис. 1.3).

Палочки отвечают за сумеречное черно-белое зрение. Этот тип рецепторов равномерно распределен по сетчатке глаза и обладает очень высокой чувствительностью. Именно благодаря им обеспечивается возможность распознавания предметов в условиях плохой освещенности.

Колбочки предназначены для распознавания цветовой информации. Колбочки бывают трех сортов: "синие", с максимумом спектра поглощения 450 нм; "зеленые" (lmax = 530 нм) и "желтые" (lmах = 570 нм). Максимум спектра поглощения у палочек 500 нм, что соответствует синевато-зеленому цвету.


Рис. 1.3. Колбочка (слева) и палочка (справа): 1 − пресинаптический контакт; 2 − ядро; 3 − липосомы; 4 − митохондрии; 5 − внутренний сегмент; 6 − наружный сегмент [2]

1.3 Роль цвета в жизни человека

Исключительно велика роль цвета в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике передачи информации и т.д. [3]. В быту и на производстве цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия в правилах поведения. Так, сигнальные огни того или иного цвета на транспортных магистралях разрешают или запрещают движение, предупреждают, требуют внимания. В промышленности и другой коллективной деятельности цвета как символы применяются для маркировки трубопроводов с различными веществами или температурами, различных электропроводов, всевозможных жетонов, информационных карт, банковских документов, денежных знаков, спецодежды и др. В промышленности и быту цвет является одним из основных факторов производственного и бытового комфорта. Изучение психологического воздействия определённых сочетаний цветов − цветовых гармоний − составляет предмет эстетики цвета. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху. И т.д.