2.2 Субтрактивные цветовые модели

Для описания печатных цветов используется модель CMY, базирующаяся на субтрактивных цветах. Субтрактивные цвета в отличие от аддитивных цветов получаются вычитанием вторичных цветов из общего луча света. В этой системе белый цвет появляется как результат отсутствия всех цветов, тогда как их присутствие дает черный цвет (рис. 2.8).


Рис. 2.8. Субтрактивные цвета

Нанесение на бумагу трех базовых цветов: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow) позволяет создать множество субтрактивных цветов.

Связь между аддитивными (красный, зеленый, синий) и субтрактивными (голубой, желтый, пурпурный) цветами:


При печати с наложением всех трех субтрактивных цветов результирующий цвет будет черным.

Дополнительно...
закрыть

Правило коррекции цветового разбаланса:

При цветной печати: если изображение имеет излишне синий оттенок, то следует увеличить желтую составляющую, поскольку желтый поглощает синие составляющие. Соответственно избыточность зеленого цвета можно скорректировать увеличением пурпурной составляющей, а избыточность красного цвета увеличением голубой составляющей.

2.2.1 CMY и CMYK

Существуют две наиболее распространенные версии субтрактивной модели: CMY и CMYK [6]. В основе модели CMY лежит использование трех субтрактивных (вторичных) цветов: голубого (Cyan), пурпурного (Magenta) и желтого (Yellow). Теоретически при смешивании этих цветов на белой бумаге в равной пропорции получается черный цвет.

Однако на практике получение черного цвета путем смешивания трех основных цветов для бумаги неэффективно по трем причинам:

• Невозможно произвести идеально чистые пурпурные, синие и желтые краски. Поэтому цвет получается не чисто черным, а грязно-коричневым.

• На создание черного цвета с помощью модели CMY тратится в три раза больше краски.

• Любые цветные краски дороже обычных черных.

В силу перечисленных факторов при печати чистого черного цвета используется добавка дополнительной черной компоненты цвета. Эта технология приводит также к улучшению качества теней и серых оттенков. Интенсивность каждой из четырех компонент цвета может изменяться в диапазоне от 0 до 100 %. В аббревиатуре модели CMYK используется буква "К" (англ. Black − черный цвет). Черный цвет не стали обозначать "B", чтобы не путать с "B" (англ. Blue − синий) из модели RGB, а стали обозначать "K" (по последней букве).

При просмотре с помощью лупы фрагмента печатного изображения можно увидеть, что он состоит из мельчайших прозрачных точек голубого, пурпурного, желтого и черного цветов, наложенных друг на друга. Однако в отличие от RGB-пикселов точки, полученные с помощью CMYK-модели, могут быть окрашены только в один из четырех цветов (но размер отдельных точек может изменяться). Для получения светлых и темных тонов субтрактивных цветов используются соответственно точки маленьких или больших размеров.


Рис. 2.9. Сравнение фрагментов изображения в CMYK- и RGB-моделях на экране монитора

Цвет, воспроизводимый при печати с помощью модели CMYK, в значительной степени определяется качеством бумаги. Мелованная бумага обеспечивает воспроизведение более широкого спектра цветов по сравнению с немелованной. На обычной бумаге цвета получаются более темными и приглушенными. Это обусловлено тем, что она имеет более шероховатую поверхность, что приводит к дополнительному рассеиванию света.