Как известно человеческий глаз обладает цветовым охватом, намного превышающим возможности любого технического устройства, будь то сканер или принтер, использующие цветовые системы RGB и CMYK соответственно. В разд. 2.1-2.2 было показано, что RGB- и CMYK-модели являются аппаратнозависимыми. Это значит, что воспроизводимый или создаваемый с их помощью цвет не только определяется составляющими модели, но и зависит от характеристик устройства вывода.
Для устранения аппаратной зависимости был разработан ряд так называемых перцепционных (иначе − интуитивных) цветовых моделей. В их основу заложено раздельное определение яркости и цветности. Такой подход обеспечивает ряд преимуществ:
позволяет обращаться с цветом на интуитивно понятном уровне;
значительно упрощает проблему согласования цветов, поскольку после установки значения яркости можно заняться настройкой цвета.
Существует несколько цветовых моделей, использующих концепцию разделения яркости и цветности:
HSV,
HIS,
HSB,
HSL,
YUV.
Общим для них является то, что цвет задается не в виде смеси трех основных цветов: красного, синего и зеленого, − а определяется путем указания двух компонентов: цветности (цветового тона и насыщенности) и яркости.
Pixar Animation Studios (Пиксар Энимэйшн Студиос) (NASDAQ: PIXR) − мультипликационная студия, работающая в жанре 3D-анимации.
Модель HSB была создана Элви Реем Смитом, одним из основателей Pixar, в 1978 г. Она представляет собой нелинейное преобразование модели RGB. Данная модель (Hue − цветовой тон, Saturation − насыщенность, Brightness − яркость) представлена в большинстве современных графических пакетов. Из всех используемых в настоящее время моделей эта модель наиболее точно соответствует способу восприятия цветов человеческим глазом. Она позволяет описывать цвета интуитивно ясным способом. В HSB-модели все цвета определяются с помощью комбинации трех базовых параметров:
цветовой тон (Н);
насыщенность(S);
яркость (В).
Цветовой тон
Под цветовым тоном (Hue) понимается элементарный цвет, такой как, скажем, красный, розовый, синий или оранжевый, другими словами, это свет с доминирующей длиной волны. В данной модели каждый цветовой тон занимает определенное положение на периферии цветового круга и характеризуется величиной угла в диапазоне от 0 до 360° (рис. 2.11). Обычно для красного цвета берется угол 0°, для чисто зеленого − 120° и для чисто синего − 240°.
На цветовом круге первичные цвета расположены на равном расстоянии друг от друга. Вторичные цвета находятся между первичными. В свою очередь, каждый цвет расположен напротив дополняющего его цвета, причем он находится между цветами, с помощью которых получен.
Рис. 2.11. Расположение цветов на цветовом круге
Насыщенность
Если длина волны определяет цветовой тон, то беспримесность волн обусловливает насыщенность цвета. Другими словами, насыщенность характеризует чистоту цвета. Данный параметр определяет соотношение между основной, доминирующей, компонентой цвета и количеством серого, участвующими в формировании цвета. Количественное значение этого параметра выражается в процентах − от 0 % (серый) до 100 % (полностью насыщенный). Чем выше значение насыщенности, тем сильнее и яснее ощущается цветовой тон.
Перемещение поперек цветового круга (в отличие от движения по окружности) приводит к уменьшению доли цвета, от которого вы удаляетесь, и возрастанию доли цвета, к которому вы приближаетесь. В итоге это приводит к понижению насыщенности, которая имеет максимальное значение (100 %) на поверхности окружности и минимальное (0 %) − в центре круга.