4.11 Универсальные и векторные графические форматы

Векторы представляют собой математическое описание объектов относительно точки начала координат [6]. Проще говоря, чтобы компьютер нарисовал прямую линию, нужны координаты двух точек, которые связываются по кратчайшему пути. Для рисования дуги кроме координат двух точек необходимо задать еще и радиус и т.д. Таким образом, векторная иллюстрация − это набор геометрических примитивов. Большинство векторных форматов могут также содержать внедренные в файл растровые объекты или ссылку на растровый файл (технология ОРТ).

OPI (Open Prepress Interface)

Это технология, разработанная фирмой Aldus для сокращения размеров файлов. В ее основе лежит импорт не оригинального файла растрового изображения, а его образа, представляющего собой копию низкого разрешения (эскиз) и ссылку на оригинал. В процессе печати на принтере эскизы заменяются на оригинальные файлы. Применение OPI вместо простого внедрения (embedding) позволяет экономить ресурсы компьютера (прежде всего память), заметно повышая его производительность. Технология OPI составляет основу работы с импортированными графическими файлами в таких программах, как FreeHand и QuarkXPress. Кроме того, она широко применяется и в других продуктах.

В отличие от растровых форматов, построенных практически по одному принципу, векторные форматы используют для кодирования графической информации различные алгоритмы и разный математический аппарат. Это обусловливает сложность передачи данных (экспорт) из одного векторного формата в другой. Для решения этой проблемы используется конвертация родных форматов приложений в универсальные форматы, каковыми на сегодняшний день являются форматы EPS и PDF.

PS (PostScript) и EPS (Encapsulated PostScript)

Язык PostScript был создан в середине 80-х гг. фирмой Adobe как универсальный язык управления абстрактным графическим устройством, реальным прототипом которого выступал лазерный принтер. По мере развития интеллекта принтеров, база языков смещалась от оперирования отдельными точками к векторно-ориентированным, базирующимся на системе команд перьевого графопостроителя.

Первая версия языка управления Adobe PostScript существенно отличался от предшествующих языков следующим:

1. Базой описания кривых, как в символах шрифта, так и в графике стали кривые Безье или кубические сплайны. В отличие от широко распространенных до этого дуг окружностей и квадратичных парабол, кривые Безье обеспечивают более гладкую аппроксимацию контуров по меньшему количеству точек.

2. PostScript-принтер не разделяет память для хранения шрифтов и рабочую область для формирования картинки, увеличивая эффективность использования памяти и разрешая загрузку произвольного числа шрифтов с произвольным количеством символов в каждом.

3. PostScript является полноценным языком программирования, в отличие от предшествующих языков управления, представлявших собой линейные последовательности команд. Повторяющиеся фрагменты кода определяются как подпрограмма, которая вызывается сколько угодно раз. Таким образом, количество информации и эффективность исполнения повышаются в десятки раз.

Фирма Adobe сделала PostScript базой внутреннего кода программы Adobe Illustrator и создала на его основе формат данных EPS − encapsulated PostScript, ставший ведущим форматом межпрограммного и межплатформенного переноса векторной информации в издательских системах.

Тем не менее у языка PostScript есть недостатки:

1. Неуниверсальность. Так как PostScript является языком программирования, а не просто форматом данных, поэтому для любого языка программирования результат работы на разных платформах и разных компиляторах (или интерпретаторах) может и, как правило, будет различаться.

2. Нестабильность и негарантированность результата. Так как внутрь EPS не помещается никакой особой информации о разрешении вывода, линиатуре и других специфических для данного устройства параметрах. Например, при пересчете векторной иллюстрации, записанной в EPS с разрешением 800 dpi "по умолчанию", на реальное разрешение вывода 2540 dpi растровый процессор (интерпретатор PostScript) "зациклится" или выдаст сообщение об ошибке.

3. Плохая диагностика подстановки шрифтов. Проблемам, связанным с использованием шрифтов, можно посвятить целую статью. Дело в том, что в PostScript определены три возможности работы со шрифтами:

Шансы получить правильный вывод есть только во втором случае. К сожалению, слабая диагностика не позволяет определить, что при генерации PostScript'a пропущен необходимый шрифт. Как следствие, подготовленный на основании одних и тех же исходных данных файл будет успешно выведен на одном печатающем устройстве, на другом "съедет" верстка, на третьем вместо текста вылезут "зюквы". И лишь четвертый выдаст вам любезное сообщение: "font Helvetica_Сyrillic not found).

4. Искажения формы контура при изменении разрешения. Хотя в последнее время все реже и реже, но до сих пор встречается ситуация, когда какой-либо специфический шрифт прекрасно выводится на экране и на принтере с низким разрешением, а при попытке вывести фотоформу с высоким разрешением принтер выдает сообщение об ошибке. Это связано с тем, что две "слишком близко" расположенные точки в контуре символа при низких разрешениях сливаются в одну, а при высоких порождают самопересекающийся контур (свойства кривых Безье).

5. Избыточность за счет хранения невидимых частей изображения. Такая избыточность приводит к потерям времени на растрирование, а на маломощных растровых процессорах − к краху интерпретатора из-за переполнения стека (попросту, нехватки памяти).

Тем не менее, несмотря на всё вышесказанное, формат EPS (Encapsulated PostScript) можно назвать самым надежным и универсальным способом сохранения данных. Как и файлы печати PostScript, формат EPS используют для записи конечного варианта работы, хотя такие программы, как Adobe Illustrator и Adobe Photoshop, могут использовать его как рабочий.

Кратко PostScript можно определить как язык описания страниц. В более широкой трактовке PostScript представляет собой язык программирования, предназначенный для описания разного рода графических объектов и последующей печати, созданных иллюстраций, верстки простых документов пользователя точно в таком виде, как они видны на экране. Этот формат − один из главных претендентов на статус стандартного формата, который можно использовать для записи как растровой, так и векторной графики. Кроме того, EPS-формат позволяет записать векторный контур, который будет ограничивать растровое изображение. В результате вы можете получить фотографию не только прямоугольной, но круглой, овальной или любой другой формы.

Едва ли не все программы, работающие с графикой, могут писать и читать файлы в этом формате.

Данный формат поддерживается тремя платформами: PC, Macintosh и Silicon Graphics. Поэтому его можно использовать в качестве формата для межплатформенного обмена графикой.