Угол поворота растра

Под углом поворота растра (рис. 4.18) подразумевается наклон линий, образующих растр, относительно горизонтальной линии. Этот параметр является чрезвычайно важным фактором, влияющим на качество полутонового растрирования. Его величина определяет полноту соответствия внешнего вида растрированного изображения и оригинала.


Рис. 4.18. Варианты угла поворота полутонового растра: 1 − без поворота; 2 − 45o

При печати оцифрованных полутоновых изображений растровую структуру всегда поворачивают на некоторый угол. При растрировании черно-белых изображений по умолчанию используется угол, равный 45o. Это связано с особенностями восприятия человеческого глаза, который распознает наклонные линии значительно хуже, чем вертикальные и горизонтальные, что позволяет добиться более высокой степени однородности при имитации полутонов. Для цветных изображений полутоновые растры всех четырех базовых цветов CMYK-модели поворачиваются на разные углы. Стандартные углы поворота: голубой − 105o, пурпурный − 75o, желтый − 0o или 90o и черный − 45o (рис. 4.15). Если при печати цветного изображения установить для всех печатных форм одинаковый угол растра, полученные цвета будут выглядеть грязными.


Рис. 4.19. Углы поворота растров четырех базовых цветов CMYK-модели

При печати происходит совмещение растровых структур всех четырех форм. Это приводит к сведению четырех цветов, результатом чего является формирование небольших цветных кластеров, напоминающих по форме розу, − розеток (4.19).

Одним из следствий рассогласования углов поворота растровых форм или неточного совмещения растровых структур является появление муара, главной проблемы всех специалистов, связанных с процессом воспроизведения цвета.

Муар − это раздражающая глаз видимая растровая структура (рис. 4.20), которая отвлекает зрителя от сюжета изображения.


Рис. 4.20. Механизм образования муара. Слева − наложение двух растровых решеток, повернутых относительно друг друга на некоторый угол; справа − увеличенный центральный фрагмент исходного изображения проявляющегося муара в красном, зеленом и синем каналах

Практика показывает, что муар чаще всего образуется в синем и, несколько реже, в зелёном каналах (рис. 4.20). В синем канале видно "крупную решетку" в самой темной области изображения. Это муар и именно с ним предстоит бороться. Обратите внимание на мелкую зернистость изображения в каждом канале. Зачастую её ошибочно называют муаром. Это не муар. Это полиграфический растр. Его тоже необходимо убирать, но проблем это никогда не вызывает.

Существует множество различных технологий, разработанных для минимизации данного эффекта. В последнее время для борьбы с муаром используют технологию частотно-модулированным растрированием. При использовании частотно-модулированного растрирования теряет смысл понятие линиатуры, потому что отсутствует регулярная структура растра. Имеет смысл лишь разрешающая способность устройства вывода.

В таблице ниже приведено сравнение возникающих проблем регулярных и стохастических растров (амплитудного и частотно-модулированного растрирования). Как видно из таблицы, стохастическое растрирование выигрывает у регулярного растра по качеству изображения.


Табл.: Проблемы регулярных растров и стохастическое растрирование

Регулярные растры

Стохастические растры

Наличие нелинейной зависимости растискивания растровой точки от % растра

Растискивание растровой точки не зависит от % растра, поскольку точка имеет фиксированный размер

Визуальная неравномерность градиентных заливок

Градиентные заливки более равномерны

Большая вероятность возникновения муара

Принципиальная невозможность возникновения муара

Технологические ограничения на увеличение линиатуры растра

Качество оттисков сравнимо с применением очень высоких значений линиатур регулярного растра