Термин мультимедиа (multimedia) происходит от слов multi − "много", media − "средство информации" или, одним словом, "многосредность" [5]. Это понятие довольно новое и очень модное в компьютерном мире.
Рассмотрим это понятие подробнее. Мультимедиа определяет информационную технологию, основанную на программно-аппаратном комплексе, включающем в себя компьютер с программным обеспечением и с различными средствами подключения к нему (аудио−, видеотехника и другие периферийные устройства). Другими словами, мультимедиа обеспечивает нам возможность работать на компьютере одновременно с различными типами цифровой информации.
Мультимедиа обеспечивает работу с различными типами данных, такими как:
неподвижные изображения − сюда входят изображения векторной и растровой графики;
анимация − создаётся на основе последовательности заранее заготовленных кадров (неподвижных изображений), с заданной частотой кадров;
звук − цифровые записи (оцифрованные или созданные на компьютере);
видео − можно получать с помощью цифровых видеокамер, цифровых фотоаппаратов и сотовых телефонов, если они имеют режим видео, а также оцифровкой аналогового видео;
текст − набранный на компьютере или отсканированный и распознанный с помощью специального программного обеспечения.
Одной из основных сфер применения мультимедиатехнологий является образование (видеоэнциклопедии, электронные учебники, интерактивные путеводители, обучающие программы и др.) Также мультимедиа используется и в других отраслях, например:
в медицине (методики операций, каталоги лекарств, компьютерное диагностирование и т. п.),
бизнесе (электронные каталоги недвижимости, мебели и любых других товаров, которые покупатель может посмотреть посредством Интернета и совершить покупку не выходя из дома),
военном деле (интерактивные диски со всей технической, эксплуатационной и учебной документацией по всем системам вооружений, специальные тренажеры и др.),
искусстве (сборники музыкальных произведений, фонды художественных музеев, в киноиндустрии (различные спецэффекты) и т. д.),
развлечениях (виртуальная реальность, компьютерные игры, которых на сегодняшний день существует огромное количество).
Чтобы любая мультимедийная продукция могла попасть от производителя к потребителям, необходимы средства для её доставки. Следует различать два вида доставки [10]:
1. Автономная. При автономной доставке необходимо использовать какое-либо переносное средство для хранения информации, например, CD, DVD-диски, Flash-карты, переносные жёсткие диски и др.
2. Неавтономная. При неавтономной доставке для передачи информации с одного компьютера (сервер) на другой (персональный) используется сеть (локальная, WWW). Неавтономная доставка имеет огромное преимущество перед автономной − это доставка мультимедийной информации в реальном времени.
Доступ к мультимедиа зависит от многих факторов:
Наличие специального оборудования. Данный фактор зависит в основном от благосостояния желающего работать с мультимедиа, т. к. оборудованный персональный компьютер (ПК) является довольно дорогой вещью.
Умение работать на компьютере. Конечно, сейчас молодежь ежедневно подвергается воздействию компьютеров в школе и дома, но навыки, которые они при этом приобретают, могут оказаться поверхностными. Многим людям пенсионного возраста может оказаться слишком сложным обучиться работе на ПК. Поэтому мало приобрести оборудование, необходимо уметь на нём работать.
Физические недостатки. Для людей с заболеваниями центрального двигательного аппарата очень сложно или совсем невозможно работать с обычной клавиатурой, мышью и другими устройствами ввода. Людям с плохим зрением (слепым) необходимы специальные синтезаторы речи, клавиатуры и др.
Неспособность к обучению. Далеко не всех можно обучить как чтению и письму, так и работе на ПК.
Следовательно, доступ к мультимедиа не глобален!