1. Введение

Термин мультимедиа (multimedia) происходит от слов multi − "много", media − "средство информации" или, одним словом, "многосредность" [5]. Это понятие довольно новое и очень модное в компьютерном мире.

Рассмотрим это понятие подробнее. Мультимедиа определяет информационную технологию, основанную на программно-аппаратном комплексе, включающем в себя компьютер с программным обеспечением и с различными средствами подключения к нему (аудио−, видеотехника и другие периферийные устройства). Другими словами, мультимедиа обеспечивает нам возможность работать на компьютере одновременно с различными типами цифровой информации.

1.1. Типы данных мультимедиаинформации

Мультимедиа обеспечивает работу с различными типами данных, такими как:

• неподвижные изображения − сюда входят изображения векторной и растровой графики;

• анимация − создаётся на основе последовательности заранее заготовленных кадров (неподвижных изображений), с заданной частотой кадров;

• звук − цифровые записи (оцифрованные или созданные на компьютере);

• видео − можно получать с помощью цифровых видеокамер, цифровых фотоаппаратов и сотовых телефонов, если они имеют режим видео, а также оцифровкой аналогового видео;

• текст − набранный на компьютере или отсканированный и распознанный с помощью специального программного обеспечения.

1.2. Применение мультимедиатехнологий

Одной из основных сфер применения мультимедиатехнологий является образование (видеоэнциклопедии, электронные учебники, интерактивные путеводители, обучающие программы и др.) Также мультимедиа используется и в других отраслях, например:

• в медицине (методики операций, каталоги лекарств, компьютерное диагностирование и т. п.),

• бизнесе (электронные каталоги недвижимости, мебели и любых других товаров, которые покупатель может посмотреть посредством Интернета и совершить покупку не выходя из дома),

• военном деле (интерактивные диски со всей технической, эксплуатационной и учебной документацией по всем системам вооружений, специальные тренажеры и др.),

• искусстве (сборники музыкальных произведений, фонды художественных музеев, в киноиндустрии (различные спецэффекты) и т. д.),

• развлечениях (виртуальная реальность, компьютерные игры, которых на сегодняшний день существует огромное количество).

1.3. Доставка мультимедийной продукции

Чтобы любая мультимедийная продукция могла попасть от производителя к потребителям, необходимы средства для её доставки. Следует различать два вида доставки [10]:

1. Автономная. При автономной доставке необходимо использовать какое-либо переносное средство для хранения информации, например, CD, DVD-диски, Flash-карты, переносные жёсткие диски и др.

2. Неавтономная. При неавтономной доставке для передачи информации с одного компьютера (сервер) на другой (персональный) используется сеть (локальная, WWW). Неавтономная доставка имеет огромное преимущество перед автономной − это доставка мультимедийной информации в реальном времени.

1.4. Доступ к мультимедиа

Доступ к мультимедиа зависит от многих факторов:

• Наличие специального оборудования. Данный фактор зависит в основном от благосостояния желающего работать с мультимедиа, т. к. оборудованный персональный компьютер (ПК) является довольно дорогой вещью.

• Умение работать на компьютере. Конечно, сейчас молодежь ежедневно подвергается воздействию компьютеров в школе и дома, но навыки, которые они при этом приобретают, могут оказаться поверхностными. Многим людям пенсионного возраста может оказаться слишком сложным обучиться работе на ПК. Поэтому мало приобрести оборудование, необходимо уметь на нём работать.

• Физические недостатки. Для людей с заболеваниями центрального двигательного аппарата очень сложно или совсем невозможно работать с обычной клавиатурой, мышью и другими устройствами ввода. Людям с плохим зрением (слепым) необходимы специальные синтезаторы речи, клавиатуры и др.

• Неспособность к обучению. Далеко не всех можно обучить как чтению и письму, так и работе на ПК.

Следовательно, доступ к мультимедиа не глобален!