Анимацией называется искусственное представление движения путём отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов. Анимация (в переводе с лат. "анима" − душа) − оживление, одушевление [10].
Чтобы понять, как действует анимация, создадим на бумаге последовательность рисунков, отличающихся элементами, которые должны меняться или двигаться. После создания рисунков их последовательность фотографируется в правильном порядке по одному снимку за раз. При воспроизведении фильма данная последовательность неподвижных изображений будет восприниматься как непрерывное движущееся изображение.
Это связано с инертностью зрительного восприятия. Инертность зрительного восприятия − образ остается на сетчатке глаза в течение приблизительно 0,1 с, даже если сам объект исчез из поля зрения или был заменен на другой. Поэтому если последовательные кадры сменяют друг друга с частотой более чем 10 кадров в секунду, то создаётся эффект непрерывного движения.
Анимация используется в разных сферах нашей жизни:
в рекламе,
обучении,
искусстве,
фильмах,
видео,
Интернете,
мультимедийных презентациях.
Анимация, как и любой другой вид искусства, имеет свою историю [2]. Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой − клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке.
Впервые реальный способ создания анимации был применен на практике после изобретения Томом Эдисоном (Thomas A. Edison) фотокамеры и проектора.
Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм "Забавные выражения веселых лиц" (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал.
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней (1901-1966), американский режиссер, художник и продюсер.
В 1923 году он выпускает серию "Алиса в стране мультипликации", в 1928 − звуковой мультфильм "Пароходик Вилли" с героем Микки Маусом, а позже появились утенок Дональд Дак и др.
В Японии первые анимационные фильмы (длинной 1-5 мин.) появились в 1917 году. В 1932 году была создана первая японская анимационная студия, а в 1933 году − снят первый звуковой анимационный фильм.
Пионером русской мультипликации считается художник и оператор Владислав Александрович Старевич, который в 1910-х годах в киноателье А.А. Ханжонкова разработал особую художественную технику и прием для постановки и съёмки объёмной кукольной мультипликации, сохранившуюся в своих основных чертах и по настоящее время. Им были созданы первые в мире объёмно-мультипликационные фильмы.
Советская графическая мультипликация возникла в 1924-1925 годах. Первые фильмы были сделаны художником А. Бушкиным. Художники-мультипликаторы А. Бушкин и А.Г. Иванов для создания некоторых фильмов пользовались весьма несложной, но выразительной техникой плоских марионеток. Из плотной бумаги или картона вырезали плоские марионетки, в местах сочленений их скрепляли шарнирами. Марионетка накладывалась либо на стекло съёмочного стола, за которым находился рисованный фон или панорама, либо непосредственно на рисованную декорацию − место действия для персонажей фильма.
В 1936 году в Москве по решению правительства была создана специальная студия рисованных фильмов "Союзмультфильм". В этот период художники-мультипликаторы в своих работах постепенно начинают осваивать цвет (выходят первые цветные детские фильмы "Сладкий пирог" (1937, реж. Д. Бабиченко), "Красная шапочка" (1937, реж. В. и 3. Брумберг), "Маленький Мук" (1938, реж. О. Ходатаева) и мн. др.). С 1969 года на "Союзмультфильме" А. Котеночкин создаёт многосерийный фильм "Ну, погоди!"